Get Adobe Flash player

Информ Статьи

vse-o-nedvizhimosti

Кто на сайте

Сейчас 10 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Архитектура

Фриденсрайх Хундертвассер

 

     Hundertwasser 05Фридрих Штовассер (взявший позднее имя Фриденсрайх Хундертвассер) родился в 1928-ом году в Вене. Этот мастер первоначально прославился благодаря ярким картинам, но сегодня он больше известен своими уникальными архитектурными проектами. Из-за его выставок, посвящённых экологии и архитектуре, Фриденсрайх Хундертвассер даже получил прозвище «архитектурный целитель». Многие живописные работы его использовались для создания флагов, печатей, монет и плакатов, а также для украшения школ и церквей.
     Отец Хундертвассера, Эрнст Штовассер, умер, когда сыну только-только исполнился год. Вторая мировая война стала тяжёлым временем для семьи будущего художника, поскольку его мать Эльза была еврейкой. Семья смогла избежать преследований, так как члены её называли себя христианами (что не было большим кощунством, поскольку отец Хундертвассера был католиком). Чтобы не быть раскрытым, Хундертвассер даже вступил в нацистскую организацию Гитлерюгернд.
     В юности Фриденсрайх Хундертвассер посещал школу Монтессори в Вене, где зародилась его любовь к ярким цветам и уважение к природе. В детстве он коллекционировал гальку и собирал цветы для гербария, уже в раннем возрасте демонстрируя интерес к маленьким, но благородным, прекрасным вещам, что позже отразилось в его коллекции венецианского стекла и японских тканей.
     Хундертвассер получил лишь формальное художественное образование, когда в течение трёх месяцев обучался в Академии изобразительных искусств в Вене в 1948-ом году. В следующем году он сменил своё имя на Фриденсрайх Хундертвассер, что в переводе означает «мирное королевство» и «сотни вод». Оба имени не являются общепринятыми в немецкоязычных странах. Кроме того, он выбрал для себя и ещё два имени, Регентаг и Дункельбунт, что в переводе означает «дождливый день» и «тёмный разноцветный». Hundertwasser 03
После окончания обучения художник отправился в путешествие с небольшим набором красок, который был всегда при нём для того, чтобы запечатлевать всё, что привлекало глаз. Во Флоренции Хундертвассер встретил французского художника Рене Бро, ставшего его другом до конца жизни. Первый коммерческий успех к Фриденсрайху пришёл в 1952-ом году, после выставки в Вене. В 1958-ом году Фриденсрайх Хундертвассер женился на Герте Лайтнер, но пара развелась через два года. В 1962-ом году он женился снова на японской художнице Юко Икеваде, однако и она ушла от него в 1966-ом. В это время Фриденсрайх Хундертвассер был уже очень известным художником.
     В роли архитектора Хундертвассер попробовал себя в начале пятидесятых годов двадцатого века. Кроме того, он занимался прикладным искусством, созданием флагов, монет, марок и плакатов. Самым известным флагом Хундертвассера является неофициальный флаг Новой Зеландии, которые многие жители этой страны считают настоящим в отличие от общепринятого варианта британского креста. Марки он создавал для австрийской почты, для островов Кабо-Верде и для администрации Объединённых наций в Женеве по случаю тридцатипятилетия международной декларации прав человека. Hundertwasser 01     После детства, проведённого при нацистском режиме, Хундертвассер стал отрицательно относиться ко всякому тоталитарному режиму. Сам он был воспитан матерью в духе ностальгии по империализму, популярному в период между войнами. Его ранние страхи перед марширующими на площадях батальонами, возможно, породили его нелюбовь к «геометризации» людей и архитектуры. Позднее, будучи уже прославленным художником, Фриденсрайх Хундертвассер стал активистом социального экологического движения по усилению защиты окружающей среды, а также противником Евросоюза, отстаивающим право сохранения региональной специфики.

     Хундертвассер следовал традициям венского модернистского стиля Сецессион, австрийского варианта французского ар-нуво и немецкого югендстиля, где искусство служит украшением. В его работах преобладают яркие цвета, растительные формы, нередко запечатлено примирение человека и природы. В них почти совсем нет правильных прямых линий, и в каждой работе чувствуется сильная индивидуальность. Фриденсрайх Хундертвассер остаётся sui generis (в переводе с латинского языка «единственный в своём роде»), хотя его архитектурные творения сравнимы с работами Антонии Гауди (1852-1926). Сближает этих архитекторов использование биоморфных форм (форм органической архитектуры) и любовь к черепице. Хундертвассер восхищался спиралями, а прямые линии называл «инструментами дьявола». Он назвал свою теорию, основанную на сюррелистском автоматизме (хотя она была сфокусирована более на опыте наблюдателя, нежели творца), «трансавтоматизм». В своей архитектуре Фриденсрайх Хундертвассер использовал несимметричные формы и вплетал в них естественные элементы окружающей природы. В его доме в Вене пол был сделан волнистым, крыша покрывалась землёй и травой, а внутри комнат росли большие деревья, ветви которых торчали из окон. 

    Hundertwasser 02 Обширную архитектурную деятельность Хундертвассер начал с манифестов в защиту своей теории. В 1958-ом году он заявил о «Праве окна». Архитектор утверждал, что человек, снимая жильё, должен иметь право царапать кладку, высунувшись из окна, на сколько хватает длины руки, рисовать на этом пространстве, так, чтобы окружающие знали, что житель сего места является свободным человеком, а не заключённым, не рабом и не стандартным человеком, живущим за соседней дверью. Он говорил о закабалении человека стерильной системой поверхностей конвенциальной архитектуры и механической индустриальной продукцией. Хундертвассер не принимал рационализм, прямую линию и функциональную архитектуру. Он рассматривал здание как архитектурное творение, только если создание его контролировалось бы архитектором, каменотёсом или владельцем недвижимости. Так, по мнению Фриденсрайха Хундертвассера, только владелец должен быть ответственным за планировку и реализацию здания, в котором он будет жить. «К сожалению, процесс строительства завершается, когда человек заселяется в свой дом, но в идеале строительство должно только начинаться в этот момент». Некоторые излюбленные формы архитектуры Хундертвассера можно найти в трущобах, жители которых используют для строительства домов любые доступные им материалы. «Каждый должен создать свою архитектуру. Человек должен быть в состоянии построить то, что ему нравится, из перьев, травы или бумаги, даже если здание разрушится».
     Фриденсрайх Хундертвассер был похоронен в Новой Зеландии. Погиб он в море, на борту океанского лайнера «Королева Елизавета» (RMS Queen Elizabeth 2) в 2000-ом году в возрасте семидесяти одного года. Революционные архитектурные идеи этого архитектора включают в себя украшение крыш зданий деревьями и маленькими пастбищами для животных, создание необычных неровных полов. Фриденсрайх Хундертвассер создал множество домов в Австрии и по всему миру, в том числе музеев, школ и церквей. По его проектам были построены винный завод в Калифорнии (США), детская площадка в Осаке (Япония), общественный туалет в Кавакаве (Новая Зеландия), железнодорожная станция в Ильцене (Германия), дом Рональда МакДональда в Эссене (Германия), спиральный фонтан в Тель-Авиве (Израиль), церковь святой Варвары в Бернбахе (Австрия) и многие другие примечательные здания. Сегодня его слава благодаря радикальной философии и скандальному шутовству продолжает расти.

 

 

 

 

Вход на сайт

  • Забыли пароль?
  • Забыли логин?
  • Регистрация

Популярное

Место для рекламы